Главное предназначение современного
Чтобы решать эти задачи,
Само слово
Различают два крупных направления современного тайм-менеджмента: личный (индивидуальный) и корпоративный (организационный).
Корпоративный тайм-менеджмент направлен на благо некой организации и чаще всего внедряется по инициативе ее руководства. Личный тайм-менеджмент — это те методы, которые человек использует по своей инициативе и для достижения собственных целей. Именно этому направлению и посвящен наш сайт.
Содержание:
Зачем человеку нужен тайм-менеджмент
1. Больше успевать. На современного человека зачастую обрушивается целый поток больших и маленьких дел. Помимо основной работы, ему необходимо думать о своей семье, о бытовых проблемах, о здоровье, об оплате счетов
2. Добиваться максимальных результатов. Если человек считает свое дело важным, он обычно стремится к тому, чтобы его усилия давали максимальный результат.
И эта еще одна задача, с которой отлично справляется
3. Находить время для важных дел. Современный человек все чаще сталкивается с дефицитом времени. Иногда он настолько придавлен делами, что у него не остается толком времени ни на хобби, ни на саморазвитие, ни даже на свою семью.
4. Достигать целей. Люди любят мечтать, но их мечты сбываются далеко не всегда.
И здесь им снова может пригодиться
5. Управлять собой. Человек привык считать себя существом рациональным, но это зачастую не соответствует действительности.
6. Управлять своей жизнью. Многие люди сегодня просто плывут по течению, чувствуя себя пассивными «пассажирами», не способными ни на что повлиять. В результате они часто оказываются там, где им не хочется быть, и занимаются тем, что не доставляет им ни малейшего удовольствия.
Однако управлять своей жизнью
Основы тайм-менеджмента
Чтобы получить правильное представление о
- Принципы: наиболее общие правила и «законы»
тайм-менеджмента . - Приемы и техники: конкретные способы реализации этих принципов.
- Инструменты: приспособления, облегчающие выполнение различных приемов и техник.
Рассмотрим каждую из этих групп немного подробнее.
Принципы
В
Тем не менее, при желании мы можем выделить несколько универсальных принципов
1. Постановка целей. Чтобы менять свою жизнь к лучшему, человек должен ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. В
2. Планирование. Любую деятельность следует планировать: это позволяет действовать более рационально и эффективно. Планирование (
3. Расстановка приоритетов. Нужно выявлять самые важные дела и выполнять их в первую очередь. Такие дела сильнее всего влияют на нашу жизнь: сосредоточившись на них, мы быстрее достигаем своих целей.
4. Опора на самодисциплину. Самодисциплина — это способность следовать своим планам, невзирая на сиюминутные желания и потребности. Если человек не обладает хотя бы минимальным уровнем самодисциплины, он вряд ли сможет полноценно пользоваться
5. Планирование отдыха. Полноценный и своевременный отдых — это залог сохранения работоспособности.
6. Фиксация задач. Предстоящие дела следует не запоминать, а записывать (например, в ежедневник или в
7. Декомпозиция. Крупные дела рекомендуется разбивать на отдельные этапы (подзадачи). Это облегчает их планирование и выполнение.
8. Иерархия планов. Планы нижнего уровня должны работать на планы верхнего уровня. Планируя день, нужно учитывать планы на неделю, а планируя неделю — планы на месяц. Это принцип помогает непрерывно двигаться к цели.
9. Борьба с хронофагами. Хронофаги (поглотители времени) — это все, что ворует у нас время и срывает наши планы. Сюда относится как наша собственная непродуктивная деятельность (вроде просмотра сериалов), так и люди, мешающие нам работать.
10. Борьба с отвлечениями. Отвлечения снижают производительность труда и приводят к преждевременной усталости. Рекомендуется во время работы максимально «отгораживаться» от внешнего мира: отключать ненужные уведомления, переводить телефон в беззвучный режим, избегать излишне общительных коллег
11. Борьба с мультизадачностью. В каждый момент времени следует заниматься только одним делом. Попытка выполнять сразу несколько задач обычно приводит к стрессам и снижению продуктивности.
12. Повышение производительности труда. Свою работу необходимо выстраивать так, чтобы получать максимальный результат при минимальных затратах времени и сил.
13. Гибкость. Если обстоятельства меняются, нужно менять и планы.
14. Создание своей системы
15. Анализ. Рекомендуется регулярно анализировать свою деятельность, оценивать ее эффективность, выявлять в ней слабые места и недочеты. Такая обратная связь помогает непрерывно совершенствовать свою систему
16. Саморазвитие. Главный инструмент
Таковы вкратце основные принципы
Популярные приемы и техники
Современный
1. Список дел. Самая популярная, самая простая и самая доступная техника
2. Расписание. Это почти тот же список дел, с той лишь разницей, что все дела в нем выполняются в определенное время. Расписание помогает более рационально распределять свои силы, избавляет от спешки и нерешительности.
3. Матрица Эйзенхауэра. Эта техника помогает выявлять приоритетные задачи (то есть те, которые нужно выполнять в первую очередь). Для этого предстоящие задачи сортируют по важности и срочности с помощью вот такой таблички:
4. Техника SMART. Эта техника позволяет сделать цели (или задачи) максимально конкретными, что облегчает их планирование и достижение. Суть ее в том, чтобы привести каждую цель в соответствие со следующими критериями:
- S (specific) — конкретность. Формулировка цели подразумевает конкретный и проверяемый результат.
- M (measurable) — измеримость. Этот результат можно измерить.
- A (attainable) — достижимость. Для достижения цели хватает ресурсов (времени, сил, денег).
- R (relevant) — актуальность. Цель действительно важна и стоит затраченных на нее усилий.
- T (
time-bound ) — ограниченность во времени. Установлен крайний срок достижения цели,т. е. дедлайн.
Вот как это выглядит на практике:
5. Метод лягушки. «Лягушками» в
Для чего это нужно?
6. Метод слона. «Слоны» — это крупные дела, к которым страшно подступиться. Чтобы сдвинуть такие дела с места, рекомендуется делить их на отдельные маленькие подзадачи («бифштексы») и планомерно их выполнять.
7. Метод швейцарского сыра. Эта техника помогает преодолевать внутреннее сопротивление и справляться со сложными, неприятными или непонятными задачами. Суть ее в том, чтобы выполнять задачу произвольными частями, выбирая в первую очередь те этапы работы, которые не вызывают отторжения. Если сравнивать нашу задачу с сыром, мы словно «выедаем» в ней все новые и новые дырочки, пока она не будет полностью выполнена.
8. Техника Pomodoro. Ее суть заключается в том, чтобы отмерять периоды работы и отдыха с помощью таймера. Обычно это происходит так:
- Из списка дел выбирают задачу и устанавливают таймер на 25 минут для работы.
- После звонка устанавливают таймер на 5 минут для отдыха.
- После четырех таких циклов следует
30-минутный перерыв.
Перечисленные техники достаточно универсальны и могут использоваться кем угодно и при любых обстоятельствах. В то же время в
Инструменты
Инструменты
К основным относятся следующие инструменты:
1. Бумага и карандаш. Самый простой, доступный и универсальный инструмент, с помощью которого можно реализовать фактически любые техники
Главный недостаток бумаги и карандаша — это отсутствие интерактивности и автоматизации. Например, человеку приходится самому следить за своевременным выполнением дел в своем списке и каждый раз заново записывать все повторяющиеся задачи.
2. Бумажные органайзеры (ежедневники, еженедельники). Представляют собой блокноты или тетради, специально размеченные для различных техник
В наше время бумажные органайзеры массово вытесняются электронными. Однако некоторые из них
3. Электронные органайзеры (
Электронные органайзеры существенно облегчают планирование. Они, как правило, умеют фильтровать и группировать задачи, умеют автоматически планировать повторяющиеся дела и напоминать о предстоящих событиях.
К вспомогательным можно отнести следующие инструменты
- Таймер. Помогает бюджетировать (
т. е. ограничивать) время на выполнение задач, отмерять периоды работы и отдыха. Чек-листы . Используются для поэтапного выполнения сложных процессов или для проверки уже выполненных задач.- Бланки. Заранее размеченные листы для различных техник
тайм-менеджмента (например, для хронометража или составления расписания) - Ментальные карты. Используются для хранения информации, планирования, проведения мозговых штурмов, декомпозиции целей и задач.
- Электронные таблицы (Excel,
Google-таблицы и т. д.). Другой популярный инструмент для организации информации и планирования. Канбан-доски . Помогают организовывать рабочие процессы, делают их более наглядными и упорядоченными. Особенно полезны для командной работы.
Заметим, что вопреки популярному заблуждению, использование того или иного инструмента еще не гарантирует высокой продуктивности. Инструменты обеспечивают лишь удобство, но эффективность самого
Краткая история тайм-менеджмента
Термин
Однако сам
Рассмотри эти этапы по порядку.
Донаучный период
Потребность в повышении личной эффективности у человека была всегда, и вполне вероятно, что на эту тему он начал размышлять еще в первобытную эпоху. Другое дело, что подобные размышления могли быть зафиксированы лишь после появления письменности.
Одним из первых
Размышления о личной эффективности можно встретить и в работах более поздних мыслителей (Леон Баттиста Альберти, Френсис Бекон
Однако самым известным теоретиком донаучного периода можно по праву называть американского политика и ученого Бенджамина Франклина.
Франклин разработал собственную оригинальную систему планирования времени и подробно описал ее в своих мемуарах. Некоторые его методики (например, «Пирамида Франклина») успешно используются и сегодня.
Особенности донаучного периода:
- Отсутствие массового распространения. Осознанные методы «управления временем» использовались только отдельными людьми.
- Все методы создавались исключительно на основе личного опыта.
- Бессистемность:
тайм-менеджмент , по сути, сводился лишь к разрозненным «рецептам» повышения личной эффективности.
Тейлоризм (1910-е — 1950-е )
С началом промышленной революции возникла необходимость одновременно управлять работой большого количества людей. В связи с этим огромную популярность приобретают идеи Фредерика Тейлора — родоначальника научной организации труда.
Суть тейлоризма заключалась в предельно рациональном подходе к человеческой деятельности. Чтобы повысить эффективность какой-либо работы, ее следовало проанализировать, систематизировать и найти наилучший способ ее выполнения. Для этого применялись такие сугубо технические методы, как хронометраж, карты рабочих операций, внедрение стандартов
Особенности тейлоризма:
- Методы «управления временем» были направлены исключительно на повышение производительности труда (и, как правило, труда физического).
- Люди воспринимались как пассивные объекты управления, а все методы повышения эффективности внедрялись «сверху».
Известные представители: Фредерик Тейлор, Генри Лоуренс Гантт, Генри Форд, Алексей Гастев, Платон Керженцев.
Классический тайм-менеджмент (1950-е — 1990-е )
По мере развития технологий все сильнее становилась потребность в повышении производительности умственного труда (в первую очередь это касалось работы менеджеров различного уровня). С этой задачей методы тейлоризма уже не справлялись, поскольку производительность умственного труда сложно повысить без активного участия самого человека.
Это привело к появлению так называемого классического
Особенности классического
- Не учитывался психологический фактор. Методы классического
тайм-менеджмента выглядят так, словно рассчитаны на людей в высшей степени рациональных (не подверженных перепадам настроения, лени, прокрастинациии т. д. ). - Считалось, что человеком можно управлять так же, как и предприятием. Многие классические методы (например, техника SMART или
АБВ-анализ ) были просто заимствованы из обычного менеджмента. - Отсутствие гибкости. Классические методы плохо приспособлены для условий нестабильности и неопределенности.
Известные представители: Джеймс Т. Маккей, Клаус Мёллер, Лотар Зайверт, Алан Лакейн.
Современный тайм-менеджмент (1990-е — наши дни)
Мир становился все сложнее, а темп жизни ускорялся. Поменялось и отношение к человеку: он воспринимался уже не как «винтик в производстве», а как независимая личность со своими потребностями и желаниями.
В связи с этим возникла необходимость в создании нового
Особенности современного
- Поправка на нестабильность и неопределенность окружающего мира.
- Ориентация на личные потребности человека (включая духовные).
- Интеграция с психологией.
- Активное использование современных технологий (например, компьютеров).
Известные представители: Стивен Кови, Дэвид Аллен, Марк Форстер, Глеб Архангельский.
Системы тайм-менеджмента
Классический
Главная особенность классического
При этом техники классического
Читайте также: Классический
GTD (Getting Things Done). Самая популярная на сегодняшний день система
Главная особенность GTD заключается в «бесстрессовом планировании», которое, в свою очередь, основано на двух принципах:
- Все дела должны храниться не в голове, а на внешнем носителе (например, в записной книжке или в
таск-менеджере ). - Для планирования и принятия решений следует опираться на продуманную систему алгоритмов, которой можно полностью доверять.
GTD является мощной и, в
Читайте также: Система GTD.
Agile Results («гибкие результаты»). Система основана на популярных сегодня методиках «Аджайл», которые применяются в разработке ПО и в управлении проектами.
В отличие от других систем
Читайте также: Agile Results.
«Джедайские техники». Система разработана российским специалистом по личной эффективности Максимом Дорофеевым и описана в его книгах «Джедайская техника пустого инбокса» (2017 год) и «Путь джедая» (2019 год).
В «джедайских техниках» активно используются достижения современной психологии и учитываются особенности нашего времени (
«Джедайские техники» наиболее популярны в России, главным образом у работников
Сайт Максима Дорофеева: https://mnogosdelal.ru/
Заметим, что все перечисленные системы редко используются в чистом виде. Обычно каждый человек хотя бы немного, но «подгоняет» их под себя.