Принцип Парето — это правило, которое чаще всего формулируют так:
20% усилий обеспечивают 80% результата
Например:
- 20% товаров дают магазину 80% прибыли.
- 20% менеджеров по продажам совершают 80% всех сделок.
- 20% видов ошибок приводят к 80% брака.
- 20% преступников совершают 80% преступлений
и т. д.
Обратите внимание: числа 20 и 80 здесь используются только для наглядности и удобства запоминания. На практике же соотношение может быть каким угодно, например, 5 к 95 или 30 к 70. Смысл принципа не в конкретных числах, а самом неравномерном распределении.
В каждой группе факторов, влияющих на результат, есть некое «эффективное меньшинство» и «неэффективное большинство».
Для примера давайте возьмем клиентов
Принцип назван в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето. В 1897 он обратил внимание, что 20% итальянцев получают 80% всех доходов, тогда как оставшиеся 80% — лишь 20% доходов. Позднее аналогичные диспропорции были обнаружены в самых разных областях: в экономике, социологии и даже в природе.
В
Содержание:
Расстановка приоритетов и АБВ-анализ
Задачи, которые мы выполняем, имеют для нас разную степень важности. Одни задачи помогают нам быстрее достигать наших целей, другие на наши цели влияют слабо, а третьи — не влияют совсем. Вполне естественно, что здесь тоже будет работать принцип Парето:
20% выполняемых задач создают 80% результата.
Как нам поможет знание этого факта?
Во-вторых, мы можем распределить свое время так, чтобы основная его часть приходилась на самые важные задачи. Проблема в том, что классическая пропорция 20 на 80 слишком «грубая»: она не учитывает оттенки важности. Поэтому для распределения времени в
Суть его в следующем:
Шаг 1. Записываем все свои задачи.
Шаг 2. Располагаем задачи в порядке их важности, то есть исходя из того, насколько они влияют на достижение наших целей.
Шаг 3. Делим задачи на три группы:
- Группа А: Первые 15% задач. На них мы выделяем 65% доступного нам времени.
- Группа Б: Следующие 20% задач. На них мы выделяем 20% времени.
- Группа В: Оставшиеся 65%. Это второстепенные задачи, на которые следует потратить только 15% времени.
Например:
Время и количество задач можно округлять в любую сторону исходя из личных предпочтений и целесообразности. Например, если мы считаем, что задача № 2 для нас тоже очень важна, мы можем поместить ее в группу А.
Метод
Хронофаги
Хронофаги — это все, что ворует наше время или срывает наши планы. К ним относится общение в социальных сетях в рабочее время, разговорчивые коллеги, мешающие работать, или дорожные пробки,
Разные виды хронофагов наносят нам разный ущерб. Например, телефонные спамеры могут отнять у нас 20 минут в неделю, а сериалы — сразу 8 часов. Следовательно, здесь тоже будет работать принцип Парето:
80% потерянного времени приходится на 20% хронофагов
Еще раз напомним, что числа 20 и 80 используются просто для наглядности, и в каждом конкретном случае пропорции могут быть самыми разными.
Безусловно, бороться нужно со всеми хронофагами. Однако в первую очередь следует «разделаться» с 20% самых зловредных — это даст быстрый и заметный прирост личной продуктивности.
Для этого можно использовать такой алгоритм:
Шаг 1. Составляем список своих хронофагов. Для их выявления лучше всего провести сессию хронометража, то есть в течение 3–7 дней записывать все свои занятия и их продолжительность. Если провести хронометраж нет возможности, то просто перечисляем хронофагов по памяти.
Шаг 2. Располагаем хронофагов в порядке их «вредности». Если вы пользуетесь результатами хронометража, просто рассортируйте их по количеству «съеденного» времени.
Шаг 3. Выделяем 20–30% самых опасных хронофагов. Конкретный процент не особо важен: здесь можно полагаться на интуицию.
Шаг 4. Составляем комплекс мер по борьбе с главными хронофагами:
Через 1–2 недели проверяем, насколько принятые меры оказались эффективными. При необходимости вносим в них коррективы или пробуем другие варианты.
Срочные, но не важные задачи
Срочные, но не важные задачи — это дела, которые не имеют отношения к нашим целям, но которые мы вынуждены выполнять. Сюда относится приготовление пищи, уборка квартиры, дорога на работу, оплата счетов и многое другое. Чем больше времени мы тратим на такие дела, тем меньше времени у нас остается на достижение целей.
Алгоритм работы с такими задачами будет примерно таким же, как и для хронофагов:
Шаг 1. Составляем свой список срочных, но не важных задач. Опять же: самый лучший способ их учета — это хронометраж. Если нет возможности его провести, записываем такие задачи по памяти и хотя бы примерно оцениваем, сколько времени на них уходит.
Шаг 2. Сортируем задачи по затратам времени.
Шаг 3. Выделяем 20–30% самых затратных задач. Например:
Шаг 4. Думаем, как сократить время на их выполнение. Вот несколько вариантов:
- Не делать совсем. Так ли нам необходимо ухаживать за общественной клумбой или отвечать на все комментарии в своем блоге? Можно ли договориться с руководством об удаленной работе и больше не тратить время на дорогу?
- Выполнять реже. Можно ли протирать пыль в комнате не каждый день, а раз в неделю?
- Выполнять менее качественно. Так ли необходимо каждый раз красиво сервировать стол или тщательно гладить все постиранное белье?
- Поручить другим людям. Можно ли доверить своему ассистенту отвечать на письма? Можно ли поручить своим домочадцам хотя бы часть уборки?
- Автоматизировать. Нельзя ли, например, подключить автоплатеж для оплаты счетов?
- «Купить время». Можно ли заказывать пищу в ресторане, а уборку поручить клининговому агентству?
- Оптимизировать. Нельзя ли использовать
какие-нибудь приемы оптимизации труда?
К сожалению, тут не может быть готовых решений: каждая такая задача обычно требует индивидуального подхода.
Где еще применять
Здесь мы вкратце перечислим еще несколько вариантов применения принципа Парето в
- Отвлечения. На что вы отвлекаетесь чаще всего и как снизить вероятность этих отвлечений?
Форс-мажоры .Из-за каких непредвиденных ситуаций ваши планы обычно срываются? Можете ли вы предотвратить этифорс-мажоры иликак-нибудь к ним подготовиться?- Рабочие операции. Какие операции во время работы вы выполняете чаще всего? Можно ли ускорить их выполнение?
- Инструменты и материалы. Какие инструменты и материалы вы используете особенно часто? Можно ли упростить к ним доступ (например, положить их поближе к рабочему месту)?
- Ошибки в работе. Какие виды ошибок вы допускаете чаще всего и можно ли их предотвратить?
- Проблемы. С какими проблемами на работе и в жизни вы особенно часто сталкиваетесь? Почему они возникают и можно ли их избежать?
- Телефонные контакты. Упростите доступ к тем людям, с которыми вы часто общаетесь. Добавьте их телефоны в «Избранное» или расположите эти контакты на главном экране смартфона.
- Программы и приложения. Упростите доступ к тем программам, которыми вы постоянно пользуетесь. Добавьте их на панель быстрого запуска и задайте для них горячие клавиши.
Заключение
Безусловно, в этой статье мы рассмотрели далеко не все варианты использования принципа Парето. Но это и невозможно сделать: принцип Парето окружает нас буквально повсюду. Например:
- 80% времени мы носим 20% своей одежды.
- 80% времени мы общаемся с 20% знакомых.
- 80% наших покупок приходится на 20% товаров
и т. д.
Гораздо важнее научиться самостоятельно замечать подобные диспропорции в своей жизни. Они всегда указывают нам на то, что в этой области можно