Рабочий контекст

Рабочий контекст

Контекст — это условия и обстоятельства, необходимые для выполнения задачи. Например, чтобы «купить продукты» (задача), мы должны находиться в продовольственном магазине (контекст), а чтобы «покататься на лыжах» (задача), нам нужны выходные, снег и хорошая погода (контекст).

В тайм-менеджменте контексты обычно используются для удобного управления списками дел (об этом можно прочитать в отдельной статье). Однако у них есть еще одно полезное свойство:

Контексты помогают быстро настроиться на выполнение задачи.

Все очень просто: наш мозг привыкает, что каждая задача выполняется в определенных условиях. Если мы, например, пришли в магазин, значит, мы сейчас будем делать покупки, а если взяли в руки пылесос — заниматься уборкой. Когда мы находимся в контексте задачи, у нас активируются участки мозга, которые отвечают за ее выполнение.

Этот эффект очень полезен в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с прокрастинацией и не можем приступить к работе. Все, что нам нужно — это воссоздать рабочий контекст, то есть те условия и обстоятельства, в которых мы эту работу обычно выполняем.

Пример с презентацией

Предположим, что сегодня мне нужно подготовить презентацию по работе, но я никак не могу приступить к этому важному делу. Сейчас я лежу на диване, листаю социальные сети на смартфоне, и сама мысль о презентации вызывает у меня отвращение.

Мой проблема в том, что сейчас я нахожусь вне рабочего контекста. Диван, смартфон, социальные сети — это контекст отдыха, а не работы. Мой мозг привык, что в этих условиях нужно расслабиться и отдыхать, поэтому он с негодованием отвергает другие занятия.

Контекст отдыха

Чтобы переключить свой мозг в режим «Работа», мне достаточно воссоздать те условия, в которых я обычно работаю. А именно:

  • Закрыть дверь в кабинет.
  • Сесть за письменный стол.
  • Открыть и включить ноутбук.
  • Отключить интернет, чтобы не отвлекаться на сообщения.
  • Запустить программу Power Point.

Когда я проделаю все эти манипуляции, у меня активизируются участки мозга, отвечающие за работу. Даже если мне по-прежнему не очень хочется заниматься презентацией, я уже смогу найти в себе силы, чтобы начать.

Контекст работы

Разумеется, наш мозг может сопротивляться и смене контекста. Пока я лежу на диване, мне, естественно, не очень хочется вставать, садиться за стол и вообще что-либо делать.

Здесь важно понимать две вещи:

1. Это сопротивление временное. Как только мы поменяем контекст, оно тут же пойдет на убыль.

2. Сама по себе смена контекста нас ни к чему не обязывает (см. технику «Я просто»). Если у нас так и не появилось желание выполнять задачу, мы легко можем вернуться на исходные позиции.

Однако после смены контекста мы, как правило, начинаем действовать уже «по инерции». И этой инерции обычно вполне хватает, чтобы приступить к работе.

Некоторые нюансы

1. Область применения. Прием «Рабочий контекст» подходит для тех задач, которые мы более или менее уже привыкли выполнять. Вот несколько примеров:

Задачи и соответствующие им контексты

К сожалению, с новыми и непривычными задачами этот прием часто не срабатывает.

2. Рабочие ритуалы. Рабочий ритуал — это последовательность действий, предшествующих выполнению задачи. Например:

Примеры рабочих ритуалов

Создание таких последовательностей очень облегчает погружение в задачу. Со временем они становятся привычкой, поэтому смена контекста происходит почти без сопротивления. Начинать рабочие ритуалы лучше с чего-нибудь простого или приятного.

3. Внутренний контекст. Контекст — это не только внешние условия и обстоятельства, но и внутренние. К внутреннему контексту относятся те мысли, идеи и чувства, которые возникают у нас в процессе работы.

Такой контекст при желании тоже можно воссоздать. Если вы, например, занимаетесь умственным трудом, запишите в конце рабочего дня те задачи и вопросы, над которыми вы размышляли. В следующий раз эти записи помогут вам быстрее погрузиться в работу.

4. Отдых и контекст. Контекст важен не только для работы, но и для полноценного отдыха. Когда вы отдыхаете, постарайтесь максимально сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало вам о работе. Пока мы находимся в рабочем контексте, мы не можем как следует расслабиться и отдохнуть.

Поделиться: