Контексты в тайм-менеджменте

Контексты в тайм-менеджменте

Контекст — это обстоятельство или условие, необходимое для выполнения задачи. Например:

Задача: Контексты:
Купить молокоПродовольственный магазин
Почистить зубыВанная комната, утро
Купить пылесосМагазин бытовой техники, зарплата
Получить авансБухгалтер, рабочий день
Выкопать картошкуДача, выходные, хорошая погода

Контекстами для задачи могут быть места, отдельные люди, какое-то время суток или даже наше самочувствие. Проще говоря, это все то, без чего мы не можем выполнить ту или иную задачу: это будет невозможно, сложно или нецелесообразно. То есть:

  • Мы не купим молоко, если не находимся в магазине.
  • Мы не получим аванс без бухгалтера.
  • Мы можем почистить зубы и на кухне, но лучше это делать в ванной комнате.
  • Мы можем выкопать картошку и в будний день (после работы), но это будет очень сложно.

Теоретически у каждой задачи может быть сколько угодно контекстов. Например, чтобы выкопать картошку, нужно еще быть здоровым, иметь лопату и находиться на планете Земля. Однако в тайм-менеджменте учитывают лишь те контексты, которые имеют значение для планирования.

Для чего нужны контексты

Контексты играют важную роль в современном тайм-менеджменте, поскольку очень упрощают работу с любыми списками дел. Они выполняют сразу три полезных функции: группировка задач, их фильтрация и контекстное планирование.

1. Группировка задач. Дела с одинаковым контекстом требуют схожих условий для выполнения. Например, чтобы выполнить задачи с контекстом «кухня» нам нужно отправиться на кухню и настроиться на определенный вид деятельности.

Чтобы не терять время на ненужные переключения, задачи с одинаковым контекстом удобно объединять в серии и выполнять их друг за другом. Например:

Пример группировка задач с помощью контекстов

Теперь представим, что в примере выше мы не сгруппировали задачи. В этом случае нам пришлось бы постоянно тратить время на перемещения между локациями (кухней, залом, магазином) и постоянно «перенастраивать» свой мозг на другой вид деятельности.

2. Фильтрация задач. Современные программы-планировщики обычно умеют фильтровать задачи, то есть показывать лишь те из них, которые соответствуют определенным требованиям. Благодаря этому, мы можем оставить в своем списке только те дела, которые нам удобно выполнить прямо сейчас.

Предположим, мы идем домой с работы. Мы не можем сейчас «помыть посуду» или «написать статью», поскольку у нас нет такой возможности. Следовательно, нам не нужно видеть эти задачи в своем списке: они будут нас только отвлекать. Зато сейчас мы можем зайти в магазины и купить все необходимое. Вот как будет выглядеть фильтрация списка задач в этом случае:

Пример фильтрации задач с помощью контекстов

Отфильтровать задачи можно исходя из своего местонахождения, настроения, условий, наличия времени и т. д.

3. Контекстное планирование. Многие задачи удобнее привязывать не ко времени, а именно к контексту. Например:

  • Покрасить изгородь (когда буду на даче).
  • Спросить про акцию (когда буду в магазине).
  • Закончить картину (когда появится вдохновение).
  • Написать статью в блог (когда ребенок уснет).

Подобные задачи бессмысленно планировать на конкретное время: часто мы просто не знаем, когда у нас появятся условия для их выполнения.

Виды контекстов в тайм-менеджменте

Сразу заметим, что список контекстов всегда определяется индивидуально. Здесь все зависит от образа жизни человека, его предпочтений и тех задач, которые он решает.

Традиционно во всех учебниках по тайм-менеджменту упоминают четыре вида контекста:

1. Места. Где мы должны находиться, чтобы выполнить задачу? Например: кухня, офис, гараж, поликлиника. В наши дни также появились и различные «виртуальные места»: интернет, смартфон, форумы, социальные сети, мессенджеры.

2. Люди. Кто нам нужен для выполнения задачи? Например: заказчик Андрей, менеджер Сережа, воспитательница Елена Васильевна.

3. Внутренние обстоятельства. Как мы должны себя чувствовать, чтобы выполнить задачу? Примеры контекстов: вдохновение, прилив сил, хорошее настроение, желание поработать. Впрочем, состояние не обязательно должно быть приятным. Например, мы можем создать контекст «не работает голова» и поместить туда задачи, не требующие ясного мышления.

4. Внешние обстоятельства. Что должно произойти, чтобы мы смогли выполнить задачу? Например: хорошая погода, зарплата, подорожание биткоина.

Виды контекстов

Также на практике очень удобно использовать контексты, связанные со временем:

  • Распорядок дня: перед уходом на работу, во время перерыва, по дороге домой, перед сном.
  • Время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Определенные дни: выходные, будние дни, праздники, среда, суббота.
  • Месяцы и сезоны: январь, март, весна, осень.

Кроме того, вы можете создавать собственные контексты, которые помогут в планировании именно ваших задач. Вот несколько возможных вариантов:

Пользовательские контексты
Примеры пользовательских контекстов

Разновидностью контекстов являются кайросы (хотя эти понятия часто используют как синонимы). Кайрос — это благоприятный момент для выполнения задачи. Например, чтобы выполнить задачу «договориться о повышении зарплаты», нужен кайрос «хорошее настроение у директора».

Как работать с контекстами задачами

Работа с контекстами будет зависеть от инструментов планирования, которые вы используете. Рассмотрим два самых популярных варианта.

На бумаге. В блокнотах и бумажных ежедневниках под контекстные задачи отводят отдельные страницы. Например:

Работа с контекстами на бумаге

При наступлении нужного контекста достаточно просто заглянуть в соответствующий раздел ежедневника.

Программы. Работа с контекстами предусмотрена во всех современных программах-планировщиках: Todoist, LeaderTask, Хаос-контроль и т. д. Контексты в них можно задавать с помощью категорий, меток или тегов (зависит от конкретного приложения). Например:

Пример организации контекстов в программе-органайзере

Здесь все еще проще: вы можете в любой момент посмотреть дела именно с теми контекстами, которые вам сейчас нужны.

Пример настройки списка дел с помощью контекстов

Современные программы обычно позволяют задавать для одной задачи сразу несколько контекстов. Благодаря этому мы можем более «тонко» настраивать свой список дел.

Поделиться: