Метод естественного планирования — это техника анализа предстоящих задач и проектов, которая помогает найти оптимальный способ их выполнения. В ней используется тот алгоритм, с помощью которого наш мозг обычно принимает решения (именно поэтому такой способ планирования и называется «естественным»). Отклонения от этого алгоритма или пропуск отдельных его этапов могут привести к серьезным просчетам в планировании.
Метод разработан американским специалистом по личной эффективности Дэвидом Алленом, создателем системы GTD. Собственно говоря, естественное планирование и является одной из составляющих GTD. Однако эта техника отлично сочетается с любой системой
Методика естественного планирования состоит из пяти этапов:
Рассмотрим их более подробно.
Содержание:
Этап 1. Цели и принципы
Прежде чем приступать к любому планированию, следует ответить на вопрос: зачем? Зачем вообще нужно все это делать? В чем цель предстоящей деятельности? Я собираюсь это сделать, чтобы… что? Например:
- Зачем я хочу создать свой сайт?
- Для чего мне нужна эта встреча?
- Я собираюсь записаться на эти курсы, чтобы… что?
Иногда, чтобы выявить настоящую цель, нужно задать вопрос «зачем?» несколько раз.
— Я хочу записаться на эти курсы чтобы… что? Чтобы научиться полиграфическому дизайну. Зачем? Чтобы получать больше заказов. Зачем? Чтобы больше зарабатывать. Зачем? Чтобы лучше обеспечивать себя и свою семью.
Если в конце цепочки находятся ваши жизненные ценности или ваши настоящие желания, то цель выбрана правильно.
От выявления цели зависит очень многое. Например:
- Мотивация. Когда мы помним о настоящей цели, то меньше подвержены апатии и прокрастинации.
- Выбор средств. Может оказаться, что наша первоначальная идея отнюдь не самая лучшая и достичь цели проще
каким-нибудь другим способом. - Расстановка приоритетов. Мы понимаем, какую роль нужно отвести этому проекту среди других дел.
В некоторых случаях может выясниться, что у предстоящей деятельности вообще нет никакой серьезной цели и от нее лучше бы совсем отказаться. Например, мы запланировали арендовать офис, чтобы «было как у всех», хотя все наши клиенты делают заказы только через интернет, а все сотрудники отлично работают и на дому. Или: мы запланировали прочитать книгу о древних скандинавах, которую нам порекомендовал знакомый, хотя этой темой абсолютно не интересуемся.
Также на этом этапе желательно определить принципы, ценности и стандарты, которых вы собираетесь придерживаться для достижения цели. Например: «Мы будем раскручивать сайт компании, используя только „белые“ способы продвижения».
Этап 2. Видение результатов
Теперь нужно ответить на вопрос: каким вы видите результат проекта, в случае его успешного завершения? Подумайте:
- Что будет критерием его завершения?
- Что будет критерием качества?
- Как он будет выглядеть?
- Что вы будете чувствовать, когда все это сделаете?
Попробуйте посмотреть на свой проект так, словно он уже завершен. Например:
- Что конкретно я получу, когда создам сайт? Как он будет выглядеть и работать?
- О чем я должен договориться на этой встрече?
- Чему я должен научиться на этих курсах? Что я буду знать и уметь?
- Каких результатов мы ожидаем от этой акции? Как будет выглядеть воронка продаж? Сколько мы готовы отдать за привлечение каждого клиента?
После того как мы «увидели» результат, у нас в голове начинает формироваться план предстоящей деятельности.
Этап 3. Мозговой штурм
На этом этапе нужно собрать все идеи, касающиеся проекта. Поразмышляйте над вопросами:
- Какие мысли возникают у меня в связи с этим проектом?
- Каково положение дел в настоящий момент? Что я хочу изменить?
- Какие детали следует обдумать?
- Какой информацией я обладаю?
- Какую информацию мне необходимо получить?
Мозговой штурм состоит из двух фаз:
1. Сбор идей. Запишите все пришедшие в голову идеи, никаких их не оценивая, не анализируя и не критикуя. Для записи можно использовать обычный лист бумаги или текстовый файл. Также сегодня стало очень популярным проводить мозговой штурм с помощью
2. Анализ. Когда все идеи записаны, их можно проанализировать и забраковать то, что явно не подходит. Оставшиеся идеи пригодятся на следующем этапе, для планирования проекта.
Мозговой штурм помогает заполнить пробелы в видении ситуации, найти оригинальные решения и ответить на вопрос «Как именно осуществить задуманное?».
Этап 4. Организация
На этом этапе нужно составить план достижения цели. Для этого нужно:
- Понять, как найденные во время мозгового штурма идеи «стыкуются» друг с другом. Какие из найденных решений можно использовать, а какие нет?
- Определить компоненты проекта: подпроекты, этапы или промежуточные цели. Посмотрите нашу статью о декомпозиции.
- Если найденные компоненты требуют последовательного выполнения, разбить проект на этапы.
- Если последовательного выполнения не требуется, следует просто расставить приоритеты (
т. е. подумать, с чего начать).
На этом этапе можно использовать любые инструменты планирования: списки действий, организационные диаграммы, графики Ганта и тому подобное. Детализируйте план до нужного вам уровня. Для крупных и сложных проектов (например, создание сайта или проведение рекламной кампании) план лучше сделать максимально подробным.
Если вы пользуетесь системой GTD, поместите полученные результаты в список «Материалы по проектам».
Этап 5. Следующее действие
Завершающий этап в методе естественного планирования — это определение дальнейших действий по проекту (или по каждой из его составляющей). Для начала сформулируйте и запишите самый первый шаг, который приблизит вас к цели. Например:
- Проект: создание сайта. Первый шаг: определить миссию сайта.
- Проект: договориться с инвестором. Первый шаг: сделать прототип продукта для презентации.
- Проект: пройти курсы
флэт-дизайна . Первый шаг: почитать отзывы о разных курсах.
Если предыдущие этапы естественного планирования тщательно проработаны, то с определением первых шагов обычно проблем не возникает. В противном случае нужно еще раз посмотреть на все этапы и выяснить, что именно нуждается в уточнении или доработке.
После определения первого шага начинается реализация проекта. Не забывайте после выполнения каждой задачи по проекту своевременно планировать следующие действия.
Заключение
Естественное планирование отлично справляется как с крупными проектами, так и небольшими задачами. Вся разница между ними заключаться лишь в степени детализации.
Например, для масштабного проекта (построить дом, основать компанию) желательно тщательно проработать и расписать каждый этап: от этого часто зависит успех всего мероприятия. А для небольших проектов (сходить в магазин, прибраться в гараже, вылечить зуб) достаточно сформулировать ожидаемый результат и определить первоочередной шаг.