Пятиминутный подход

Пятиминутный подход

Пятиминутный подход (или пятиминутный план) — это очень простая техника, которая помогает справиться с прокрастинацией и приступить к работе. Идея заключается в том, чтобы уговорить себя поработать над задачей всего пять минут (не больше). Зачастую этого вполне достаточно, чтобы внутреннее сопротивление ослабло.

Давайте представим, что вам нужно навести порядок в квартире. С этой задачей можно справиться за 30–40 минут, но вы почему-то никак не можете заставить себя к ней приступить. В этом случае скажите себе:

— Сейчас я буду заниматься уборкой в течение пяти минут. Я не буду выполнять эту задачу целиком и полностью, а просто немножко протру пыль или помою посуду. Если работа не пойдет, я на этом и закончу.

На пять минут работы мы обычно всегда можем себя уговорить. Занимайтесь уборкой в течение этого времени, а потом спросите себя:

— Могу ли я поработать еще пять минут?

Повторяйте эту манипуляцию до тех пор, пока внутреннее сопротивление не ослабнет, и вы не «втянетесь» в работу.

Схема пятиминутного подхода

Техника хорошо подходит для тех задач, которые пугают нас своим объемом: подготовить презентацию, покрасить забор на даче или перемыть гору посуды после праздников.

Проблема в том, что нашему мозгу свойственно очень сильно преувеличивать предстоящие трудности. Например, он видит в раковине гору немытой посуды, и ему начинает казаться, что эта задача будет для него невыносимой.

В действительности, в этой задаче нет ничего «невыносимого». Мы не карабкаемся на Эверест, не идем к Южному полюсу и не копаем Панамский канал штыковой лопатой. Нет, мы просто моем тарелочку за тарелочкой.

С помощью пятиминутного подхода мы как бы устареваем для мозга «презентацию» предстоящей задачи. Он начинает понимать, что задача не такая уж и сложная, и перестает паниковать.

Поэлементный подход

Разновидностью описанной выше техники является поэлементный (или поэтапный) подход. Этот вариант будет уместен в тех случаях, когда предстоящая задача состоит из множества небольших и однотипных элементов. Например:

  • Разобрать письма;
  • Проверить студенческие работы;
  • Сделать несколько звонков;
  • Выполнить серию упражнений и т. д.

Действуем аналогично: уговариваем себя выполнить всего один элемент из предстоящей задачи. Например, если нам нужно разобрать почту, предлагаем себе посмотреть всего одно письмо. Повторяем этот прием до тех пор, пока не войдем в рабочий режим.

Поделиться: