Миссия — это, наверное, одно из самых неоднозначных понятий как в
Проблема осложняется тем, что миссию часто путают с обычной целью. Компании прописывают в качестве миссии «непрерывное увеличение продаж», а люди объявляют своей личной миссией «создание бизнеса» и «достижение выдающихся результатов в спорте».
В этой статье мы попытаемся хотя бы немного расставить точки над «i» и разобраться, чем миссия отличается от цели и как на самом деле связаны между собой эти понятия.
Главное отличие миссии от цели
Все наши цели можно условно разделить на две группы:
1. Цели, которые касается только нас. Например: построить дачу, написать книгу, выучить китайский язык, создать новый продукт.
2. Цели, которые связаны с воздействием на других людей. Например: стать известным писателем, раскрутить канал на YouTube, повысить лояльность сотрудников, поднять продажи в магазине. Иными словами, это все, что
С целями из первой группы все относительно просто. Для их достижения достаточно составить грамотный план, проявить настойчивость и задействовать необходимые ресурсы (время, силы, деньги, знания).
А вот с целями из второй группы возникает одна большая проблема: другим людям обычно нет никакого дела до наших желаний и потребностей. То есть:
- Зрители не будут подписываться на канал лишь потому, что этого хочет его владелец. На YouTube уже существуют миллионы каналов: зачем им еще один?
- Сотрудники не начнут любить свою компанию только
из-за того, что об этом мечтает ее руководство (сердцу не прикажешь, а насильно мил не будешь). - Посетители магазина не будут просто так набрасываться на товары. И аргумент «покупайте у нас, поскольку нам нужно поднять продажи» вряд ли сработает.
Люди идут навстречу нашим желаниям лишь в одном случае: когда они видят в этом
- Зрители подписываются на канал, если видео с этого канала несет полезную информацию или вызывает приятные эмоции.
- Сотрудники начинают любить свою компанию, если, например, работа в этой компании повышает их самооценку.
- Посетители магазина покупают товар, если он удовлетворяет их потребности, помогает решить
какую-то проблемуи т. д.
В нашем обществе действует правило взаимного обмена, и чтобы получить
Миссия — это ценность, которую мы создаем для общества и других людей.
Можно было бы добавить: «ценность, которую мы создаем в обмен на успех», но это не всегда так. Миссия может быть и абсолютно бескорыстной, как, например, у различных волонтерских организаций. Однако в любом случае она подразумевает
Для примера вспомним миссии трех известных компаний:
- Google: «Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной».
- Твиттер: «Дать каждому возможность обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров».
- Яндекс: «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни».
Вот
Цель — это то, что мы хотим получить. Миссия — это то, что мы собираемся отдавать.
Или в виде схемы:
Цель, направленная на достижение успеха, и миссия — это две составляющих взаимного обмена в человеческом обществе (как товар и деньги). Сравните:
Цель (что мы хотим получить) | Миссия (что мы должны за это отдать) |
---|---|
Раскрутить научно-популярный канал на YouTube | Доступно рассказывать зрителям о достижениях науки и техники, которые в ближайшем будущем могут повлиять на их жизнь |
Стать самым известным художником в России | Поднимать людям настроение с помощью картинок с котиками |
Создать блог, который будет привлекать в банк новых клиентов | Помогать людям не терять деньги |
Создать популярную сеть отелей класса «люкс». | Обеспечивать максимальный комфорт каждому постояльцу |
Цель и миссия неразрывно связаны друг с другом. Если выражаться языком философии, эти понятия являются диалектической парой: одно не может существовать без другого. Для примера рассмотрим две противоположных ситуации.
Ситуация № 1. Представим, что некто решил открыть в своей деревне сельский магазин. Он не формулировал для своего магазина никакой миссии: он просто хочет немного заработать. Но чтобы достичь этой цели («получить прибыль»), он волей или неволей должен следовать миссии: «снабжать односельчан товарами первой необходимости». Если же вместо этого он начнет продавать в своей деревне спиннеры и клюшки для гольфа, то очень быстро прогорит.
Ситуация № 2. Организация «Красный крест» не стремится к успеху (в обычном смысле этого слова). Она просто следует своей миссии, которая в коротком виде звучит так: «защищать беззащитных». Но благодаря этому «Красный крест» стал известен всему миру, а в его работе сегодня принимают участие свыше 17 миллионов человек.
Разумеется, очень часто официальные миссии организаций и отдельных людей являются лишь набором красивых слов (декларацией «крутости» и «пушистости»). Такие «миссии» подходят для рекламы и
Другие отличия
Вполне естественно, что та принципиальная разница между миссией и целью, которое мы описали выше, порождает и другие отличия. Рассмотрим их по порядку.
1. Направленность. Цель всегда направлена на удовлетворение внутренних потребностей компании или личных потребностей человека. Миссия направлена вовне: она адресована обществу, другим людям, окружающему миру.
2. Масштаб. Цели локальны: они направлены на конкретные сферы деятельности, на решение конкретных проблем и удовлетворение конкретных потребностей. Миссия глобальна. В идеале она должна влиять буквально на всё: на маркетинговую стратегию компании, на дизайн продукта, на поведение сотрудников.
Это же относится и к личной миссии человека. Если, например, у блогера миссия «помогать пенсионерам зарабатывать в интернете», то она будет задавать и тематику статей, и структуру блога, и стиль изложения.
3. Результат. Цель подразумевает конкретный и проверяемый результат (это помогает понять, достигнута цель или нет). Миссия указывает только направление, в котором нужно двигаться, задает вектор развития человека или компании.
4. Количество. Целей может быть сколько угодно: больших и маленьких, долгосрочных и краткосрочных. Миссия всегда одна.
5. Достижимость. Цели для того и существуют, чтобы их достигать. Более того, возможность достижения цели — это один из критериев ее правильной постановки (см. техника SMART). А вот свою миссию полностью выполнить невозможно: это всегда недостижимый идеал, к которому просто нужно стремиться.
6. Ограниченность во времени. Правильно сформулированная цель всегда имеет дедлайн («дописать статью к вечеру», «завершить проект к Новому году»). Миссия вне времени: ей нужно следовать всегда.
7. Изменяемость. Цели могут меняться в зависимости от обстоятельств и текущих потребностей. Миссия в целом остается неизменной, хотя иногда может дополняться и эволюционировать. Например, в самом начале мы формулируем миссию так: «снабжать удобной рабочей одеждой предприятия Липецка». По мере развития компании она меняется: «снабжать удобной рабочей одеждой российские предприятия».
8. Измеримость. В идеале цель должна измеряться в
9. Язык. Для формулировки целей больше подходит прагматичный язык цифр, фактов и результатов. Миссия должна направлять и вдохновлять, поэтому для ее формулировки нередко используются возвышенные и образные выражения.
Давайте теперь резюмируем все сказанное в виде небольшой таблички:
Цель | Миссия |
---|---|
Получать | Отдавать |
Направлена внутрь | Направлена вовне |
Локальный характер | Глобальный характер |
Подразумевает конкретный результат | Только задает направление |
Может быть сколько угодно | Всегда одна |
Достижима | Недостижима |
Ограничена во времени | Не имеет ограничений во времени |
Может меняться | Не меняется, но может эволюционировать |
Количественные показатели | Только качественные оценки |
Язык цифр и фактов | Возвышенный и вдохновляющий стиль |
На этом все. Будем рады, если сегодняшняя статья хотя бы немного помогла разобраться в этой непростой теме.