Всё о тайм-менеджменте
Чем отличается миссия от цели

Чем миссия отличается от цели

Миссия — это, наверное, одно из самых неоднозначных понятий как в тайм-менеджменте, так и в бизнесе. С ним связано столько споров, домыслов и откровенных спекуляций, что многие сегодня сразу напрягаются, едва заслышав это слово.

Проблема осложняется тем, что миссию часто путают с обычной целью. Компании прописывают в качестве миссии «непрерывное увеличение продаж», а люди объявляют своей личной миссией «создание бизнеса» и «достижение выдающихся результатов в спорте».

В этой статье мы попытаемся хотя бы немного расставить точки над «i» и разобраться, чем миссия отличается от цели и как на самом деле связаны между собой эти понятия.

Главное отличие миссии от цели

Все наши цели можно условно разделить на две группы:

1. Цели, которые касается только нас. Например: построить дачу, написать книгу, выучить китайский язык, создать новый продукт.

2. Цели, которые связаны с воздействием на других людей. Например: стать известным писателем, раскрутить канал на YouTube, повысить лояльность сотрудников, поднять продажи в магазине. Иными словами, это все, что как-то связано с успехом в человеческом обществе.

С целями из первой группы все относительно просто. Для их достижения достаточно составить грамотный план, проявить настойчивость и задействовать необходимые ресурсы (время, силы, деньги, знания).

А вот с целями из второй группы возникает одна большая проблема: другим людям обычно нет никакого дела до наших желаний и потребностей. То есть:

  • Зрители не будут подписываться на канал лишь потому, что этого хочет его владелец. На YouTube уже существуют миллионы каналов: зачем им еще один?
  • Сотрудники не начнут любить свою компанию только из-за того, что об этом мечтает ее руководство (сердцу не прикажешь, а насильно мил не будешь).
  • Посетители магазина не будут просто так набрасываться на товары. И аргумент «покупайте у нас, поскольку нам нужно поднять продажи» вряд ли сработает.

Люди идут навстречу нашим желаниям лишь в одном случае: когда они видят в этом какую-то пользу для себя.

  • Зрители подписываются на канал, если видео с этого канала несет полезную информацию или вызывает приятные эмоции.
  • Сотрудники начинают любить свою компанию, если, например, работа в этой компании повышает их самооценку.
  • Посетители магазина покупают товар, если он удовлетворяет их потребности, помогает решить какую-то проблему и т. д.

В нашем обществе действует правило взаимного обмена, и чтобы получить что-то от других людей, мы должны что-то предложить им взамен. Если же говорить о таком глобальном понятии, как успех, то этим «что-то» становится миссия.

Миссия — это ценность, которую мы создаем для общества и других людей.

Можно было бы добавить: «ценность, которую мы создаем в обмен на успех», но это не всегда так. Миссия может быть и абсолютно бескорыстной, как, например, у различных волонтерских организаций. Однако в любом случае она подразумевает какое-то общественно полезное действие.

Для примера вспомним миссии трех известных компаний:

  • Google: «Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной».
  • Твиттер: «Дать каждому возможность обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров».
  • Яндекс: «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни».

Вот тут-то мы и подошли к главному отличию цели от миссии:

Цель — это то, что мы хотим получить. Миссия — это то, что мы собираемся отдавать.

Или в виде схемы:

Цель и миссия

Цель, направленная на достижение успеха, и миссия — это две составляющих взаимного обмена в человеческом обществе (как товар и деньги). Сравните:

Цель (что мы хотим получить)Миссия (что мы должны за это отдать)
Раскрутить научно-популярный канал на YouTubeДоступно рассказывать зрителям о достижениях науки и техники, которые в ближайшем будущем могут повлиять на их жизнь
Стать самым известным художником в РоссииПоднимать людям настроение с помощью картинок с котиками
Создать блог, который будет привлекать в банк новых клиентовПомогать людям не терять деньги
Создать популярную сеть отелей класса «люкс».Обеспечивать максимальный комфорт каждому постояльцу

Цель и миссия неразрывно связаны друг с другом. Если выражаться языком философии, эти понятия являются диалектической парой: одно не может существовать без другого. Для примера рассмотрим две противоположных ситуации.

Ситуация № 1. Представим, что некто решил открыть в своей деревне сельский магазин. Он не формулировал для своего магазина никакой миссии: он просто хочет немного заработать. Но чтобы достичь этой цели («получить прибыль»), он волей или неволей должен следовать миссии: «снабжать односельчан товарами первой необходимости». Если же вместо этого он начнет продавать в своей деревне спиннеры и клюшки для гольфа, то очень быстро прогорит.

Ситуация № 2. Организация «Красный крест» не стремится к успеху (в обычном смысле этого слова). Она просто следует своей миссии, которая в коротком виде звучит так: «защищать беззащитных». Но благодаря этому «Красный крест» стал известен всему миру, а в его работе сегодня принимают участие свыше 17 миллионов человек.

Разумеется, очень часто официальные миссии организаций и отдельных людей являются лишь набором красивых слов (декларацией «крутости» и «пушистости»). Такие «миссии» подходят для рекламы и PR-кампаний, для отчета перед вышестоящими инстанциями, для удовлетворения собственного тщеславия и т. д. Но все эти красивые декларации обычно не имеют отношения к реальному положению дел и не используются в планировании.

Другие отличия

Вполне естественно, что та принципиальная разница между миссией и целью, которое мы описали выше, порождает и другие отличия. Рассмотрим их по порядку.

1. Направленность. Цель всегда направлена на удовлетворение внутренних потребностей компании или личных потребностей человека. Миссия направлена вовне: она адресована обществу, другим людям, окружающему миру.

2. Масштаб. Цели локальны: они направлены на конкретные сферы деятельности, на решение конкретных проблем и удовлетворение конкретных потребностей. Миссия глобальна. В идеале она должна влиять буквально на всё: на маркетинговую стратегию компании, на дизайн продукта, на поведение сотрудников.

Это же относится и к личной миссии человека. Если, например, у блогера миссия «помогать пенсионерам зарабатывать в интернете», то она будет задавать и тематику статей, и структуру блога, и стиль изложения.

3. Результат. Цель подразумевает конкретный и проверяемый результат (это помогает понять, достигнута цель или нет). Миссия указывает только направление, в котором нужно двигаться, задает вектор развития человека или компании.

4. Количество. Целей может быть сколько угодно: больших и маленьких, долгосрочных и краткосрочных. Миссия всегда одна.

5. Достижимость. Цели для того и существуют, чтобы их достигать. Более того, возможность достижения цели — это один из критериев ее правильной постановки (см. техника SMART). А вот свою миссию полностью выполнить невозможно: это всегда недостижимый идеал, к которому просто нужно стремиться.

6. Ограниченность во времени. Правильно сформулированная цель всегда имеет дедлайн («дописать статью к вечеру», «завершить проект к Новому году»). Миссия вне времени: ей нужно следовать всегда.

7. Изменяемость. Цели могут меняться в зависимости от обстоятельств и текущих потребностей. Миссия в целом остается неизменной, хотя иногда может дополняться и эволюционировать. Например, в самом начале мы формулируем миссию так: «снабжать удобной рабочей одеждой предприятия Липецка». По мере развития компании она меняется: «снабжать удобной рабочей одеждой российские предприятия».

8. Измеримость. В идеале цель должна измеряться в каких-либо количественных показателях («увеличить продажи на 30%», «похудеть на 10 кг»). Для миссии могут использоваться только качественные, относительные и зачастую субъективные оценки. Чтобы понять, насколько хорошо мы следуем своей миссии, мы должны провести опрос клиентов, почитать отзывы и т. д.

9. Язык. Для формулировки целей больше подходит прагматичный язык цифр, фактов и результатов. Миссия должна направлять и вдохновлять, поэтому для ее формулировки нередко используются возвышенные и образные выражения.

Давайте теперь резюмируем все сказанное в виде небольшой таблички:

ЦельМиссия
ПолучатьОтдавать
Направлена внутрьНаправлена вовне
Локальный характер  Глобальный характер
Подразумевает конкретный результатТолько задает направление
Может быть сколько угодноВсегда одна
Достижима      Недостижима
Ограничена во времениНе имеет ограничений во времени
Может менятьсяНе меняется, но может эволюционировать
Количественные показателиТолько качественные оценки
Язык цифр и фактовВозвышенный и вдохновляющий стиль

На этом все. Будем рады, если сегодняшняя статья хотя бы немного помогла разобраться в этой непростой теме.

Поделиться: