Делегирование — это передача своих обычных дел и задач другим людям. Как правило, это когда руководитель передает некоторые свои полномочия подчиненным и возлагает на них ответственность за результат. Вот несколько примеров делегирования:
Пример 1. В самом начале владелец магазина сам стоит за прилавком, сам ездит за товаром и сам ведет бухгалтерию. По мере развития бизнеса он нанимает продавцов, водителя и бухгалтера. То есть, он делегирует им свои прежние обязанности.
Пример 2. Редактор корпоративного сайта сам размещает посты в Фейсбуке и Инстаграме и сам отвечает на комментарии. Со временем он берет в штат
SMM-специалиста , которому делегирует свою работу с социальными сетями.Пример 3. Бытовой: родители поручают ребенку выносить мусор или выгуливать собаку.
В
Что же касается бизнеса, то здесь делегирование может преследовать сразу несколько целей:
Слово делегирование происходит от латинского слова delegare — передача, перекладывание. Различают делегирующее лицо (того, кто передает полномочия), и делегата (того, кому передают полномочия).
Чем делегирование отличается от обычной постановки задачи подчиненному? В первом случае мы передаем подчиненным часть своих полномочий, а во втором — ставим перед ними задачи в рамках их должностных обязанностей. Например, если мы просим продавца развесить ценники — это просто задача. Если мы поручаем ему самому рассчитывать цены на новые товары — это делегирование.
Также выделяют такой вид делегирования, как аутсорсинг — передачу дел другой компании или другому предпринимателю. Например, уборку офисов — клининговому агентству, ведение сайта — агентству
Принципы делегирования полномочий
В тайм-менеджменте рекомендуется делегировать следующие задачи:
- Текучку и рутину — любые повседневные задачи, не связанные с планированием и серьезными рисками. Например: заполнение карточек товаров в
интернет-магазине , прием заказов, создание контента для сайтаи т. п. Критерий здесь простой: можно ли описать процесс с помощью четкой и понятной инструкции? Если да, то его можно делегировать. - Узкоспециальные задачи — задачи, с которыми лучше справится соответствующий специалист (бухгалтер, программист, инженер, дизайнер).
- Подготовительные и вспомогательные задачи —
какие-то несложные этапы своей работы, например, сбор и обработку информации. - Важные, но не срочные задачи. Например, подготовку к сезонной рекламной кампании или разработку нового продукта. Такие проекты помогают повысить профессиональный уровень сотрудников, а запас времени позволяет без спешки проконтролировать их работу и исправить возможные ошибки.
Не рекомендуется делегировать:
- Личные и конфиденциальные дела.
- Важные и рискованные задачи, а также «горящие» дела (ситуации, в которых нет времени давать поручения и контролировать работу).
- Контроль за работой подчиненных: поощрение, наказание, кадровые вопросы.
- Мероприятия по управлению компанией: планирование, разработку стратегии развития, постановку целей.