Всё о тайм-менеджменте
Угол обзора

Угол обзора

Рассмотрим две типичных ситуации.

Ситуация № 1. Мы выспались (да, такое иногда бывает) и чувствуем себя великолепно. В окно светит солнце, настроение бодрое, а изнутри нас так и распирает от прилива энергии. День обещает быть плодотворным и нам по плечу примерно такой список дел:

Амбициозный список дел

Ситуация № 2. Все наоборот: мы не выспались, нас сразило внезапное ОРЗ и придавила осенняя хандра. В такой день список выполнимых задач может быть разве что таким:

Не очень амбициозный список задач

Привычные списки задач в этих ситуациях работают плохо или не работают совсем. Ведь то, что в обычные дни создает нормальный рабочий настрой, в период подобных «мини-кризисов» вызывает лишь хтонический ужас:

Список дел, вызывающий панику

Проблема даже не в том, что все это неприятно делать, а в том, что в такие моменты мозг легко переходит в «режим саботажа»:

— Ок, я все это сделаю, не вопрос — говорит он, — Только для начала мне нужно собраться мыслями и настроиться на работу.

А дальше как обычно: YouTube, социальные сети и другие укромные места, где можно спрятаться от этого страшного списка. В результате к концу дня список дел часто даже не начат, что лишь усугубляет плохое самочувствие.

Что же делать?

На самом деле, даже при самом плохом состоянии души и тела мы способны на многое, ибо ресурсы человеческой воли если и не бесконечны, то очень велики. Ограничителем здесь выступает не она, а мотивация — штука очень переменчивая, плохо управляемая, а потому и ненадежная.

Одно из решений этой проблемы — уменьшить «угол обзора». А для этого нужно завести отдельный вспомогательный (оперативный) список и поместить в него ровно такое количество задач, которое не вызывает внутреннего сопротивления:

Уменьшаем угол обзора

Длину оперативного списка определяют исходя из самочувствия. Если, например, все пока не слишком плохо, то достаточно списка, рассчитанного на 2–3 часа работы. Если же самочувствие совсем дрянь, а делать что-то обязательно надо, можно сузить угол обзора до 30 или даже до 10 минут.

Когда все дела из вспомогательного списка вычеркнуты, составляем новый список и выносим в него следующую порцию задач. И так до тех пор, пока все дневные дела не закончатся, или пока «внутренняя батарейка» окончательно не разрядится.

Некоторые нюансы

Прежде всего: берегите себя. Плохое самочувствие — это сигнал, что в себе нужно что-то срочно исправить. То есть выспаться, подлечиться, отдохнуть и т. д.

Описанный выше прием больше подходит для экстремальных ситуаций, когда перед нами стоят задачи из серии «сделать или сдохнуть». Если же эти задачи могут подождать, а «сдохнуть» в ближайшие планы не входит, то не стоит испытывать свой организм на прочность.

И несколько наблюдений:

1. Сколько задач заносить во вспомогательный список? По моему личному опыту — от 3 до 7. Если их меньше, то не будет ощущения прогресса и движения вперед. А если больше, то пропадает смысл всей этой манипуляции, поскольку снова может начаться паника.

2. Если вы пользуетесь программой-органайзером, удобно создать отдельную категорию (у меня она называется «Точка фокуса») и перетаскивать туда задачи на время выполнения.

Однако в таких программах обычно уже есть инструменты, позволяющие естественным образом сузить угол обзора. К ним относятся различные фильтры, маркеры, категории, теги, контексты и т. д. Например:

Фильтрация задач с помощью контекстов и категорий

3. Дробите крупные задачи. Если какое-то дело требует много сил и времени, мозг может это заметить и снова устроить бунт. Поэтому такие задачи лучше нарезать небольшими «съедобными» кусочками:

Разделение задачи на подзадачи

Если мозг не купился (а он, зараза, порою очень догадливый) и по-прежнему воспринимает все это как одно большое дело, то можно разбавить такие «подзадачи» делами из других областей:

Разбавляем подзадачи задачами из других областей

И напоследок. При всех достоинствах этого приема, у него есть два серьезных недостатка.

Во-первых, он вносит в распорядок дня некий элемент хаоса, от которого можно устать быстрее, чем обычно. Во-вторых, использование таких «костылей» неизбежно снижает самооценку и гордость за достигнутые результаты.

Поэтому если день выдался вполне нормальным, а вы полны сил и энергии, то лучше работать со своим списком задач в привычном режиме.

Поделиться: