Всё о тайм-менеджменте
Что такое приоритет

Приоритет

Приоритет — это одно из ключевых понятий тайм-менеджмента, означающее важность или первоочередность. Например, приоритетные задачи — это задачи, которые нужно выполнять в первую очередь. А приоритетные цели — это цели, которым нужно уделять наибольшее внимание.

Вот как это выглядит в повседневной жизни:

  • Пример 1. Человек срочно уезжает в командировку на целые сутки, и у него осталось две минуты до приезда машины. За это время он успеет или протереть свой письменный стол от пыли, или же насыпать корма канарейке. Приоритетная задача: покормить канарейку. С письменным столом за день ничего не случится, а канарейке нужно что-то есть.

  • Пример 2. У человека остались деньги или на пачку молока для ребенка, или на банку острой приправы к мясу. Приоритетная задача: купить молока.

  • Пример 3. Менеджеру нужно почистить корпоративную почту от спама и принять крупный заказ у постоянного клиента. Приоритетная задача: принять заявку.

Это однозначные и немного утрированные примеры. В реальности же приоритетность задач не всегда получается определить с первого взгляда. Здесь очень многое будет зависеть от конкретной ситуации и от текущих целей.

Слово «приоритет» образовано от латинского prior — первый, старший, «идущий первым». Процесс определения самого важного и первоочередного называется расстановкой приоритетов.

Для чего нужно расставлять приоритеты? На это есть как минимум три причины:

  1. Чтобы достигать в этой жизни большего. Расстановка приоритетов помогает выбрать из списка дел те задачи, которые дают максимальный результат и лучше остальных способствуют достижению целей. И наоборот: приоритеты помогают отбросить все неважное, второстепенное, вредное.

  2. Чтобы не тонуть в делах. Приоритеты — это своеобразный фильтр, позволяющий отделить дела, которые нужно делать прямо сейчас, от тех, что могут подождать.

  3. Чтобы достигать гармонии в жизни. Мы можем определить, какие сферы жизни (работа, семья, здоровье и т. д.) являются для нас самыми важными и соответствующим образом скорректировать свои планы.

Расстановка приоритетов — дело полностью индивидуальное, и здесь не может быть какого-то универсального решения.

Предположим, несколько человек выбирают себе машину. Для одного главным критерием выбора (приоритетом) будет цена: чем дешевле машина — тем лучше. Для другого более важен внешний вид автомобиля. Для третьего важна его «проходимость», для четвертого — расход топлива, для пятого — какая-то особая комбинация из всех этих качеств.

Что для человека является приоритетным — зависит от его личных предпочтений, от его целей и конкретных обстоятельств.

Чаще всего для оценки приоритетности задач используют следующие три критерия:

  • Важность. Важные дела — это дела, невыполнение которых может привести к серьезным неприятностям или к упущенной выгоде.
  • Срочность. Срочные дела — это дела, которые нельзя откладывать: это опять же может привести к неприятностям или к упущенной выгоде.
  • Эффективность. Эффективные дела — это дела, которые дают максимальный результат при минимальных усилиях.

Также при оценке может учитываться сложность задач, времязатратность, доступность ресурсов и другие факторы.

Для расстановки приоритетов в тайм-менеджменте часто применяют специальные техники: матрицу Эйзенхауэра, колесо жизненного баланса, АБВ-анализ и так далее.

Поделиться: