Всё о тайм-менеджменте
Контексты в тайм-менеджменте

Контекст

Контекст — это обстоятельство или условие, необходимое для выполнения задачи. Например:

Задача: Контексты:
Купить молоко.Продовольственный магазин.
Почистить зубы.Ванная комната, утро.
Заплатить кредит.Банк, зарплата.
Выкопать картошку.Дача, выходные, хорошая погода.

А вот как это выглядит в органайзере:

Задачи и их контексты в органайзере

Теоретически контекстов у задачи может быть сколько угодно. Например, чтобы выкопать картошку нужно еще быть здоровым, иметь лопату и находиться на планете Земля. Однако в тайм-менеджменте рассматриваются лишь те контексты, которые имеют значение для планирования.

Чаще всего в планировании задач используются четыре вида контекстов:

  • Места: кухня, офис, гараж, поликлиника, социальные сети.
  • Люди: заказчик Андрей, менеджер Сережа, воспитательница Елена Васильевна.
  • Внутренние обстоятельства: вдохновение, прилив сил.
  • Внешние обстоятельства: хорошая погода, зарплата, подорожание биткоина.
Виды контекстов

Кроме того, иногда очень удобно использовать контексты, связанные со временем:

  • Распорядок дня: перед уходом на работу, во время перерыва, по дороге домой, перед сном.
  • Время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Определенные дни: будние дни, выходные, праздники, среда, суббота.
  • Месяцы и сезоны: январь, март, весна, осень и т. д.

Для чего нужны контексты?

Во-первых, они позволяют группировать задачи. Дела с общим контекстом требуют схожих условий для выполнения, поэтому их удобно объединять в серии. Например, задачи «купить молоко», «купить сахар» и «купить хлеб» проще выполнить одновременно, во время посещения магазина.

Группировка задач по контексту
Группировка задач по контексту

Во-вторых, в тайм-менеджменте контексты являются основой контекстного планирования. Дело в том, что многие задачи удобнее привязывать не к определенному времени, а именно к контексту. Например:

  • Купить антифриз (когда буду на заправке).
  • Заказать новую карту (когда буду в банке).
  • Покрасить изгородь (когда буду на даче).

Разновидностью контекстов являются кайросы (хотя иногда эти понятия используют как синонимы). Кайрос — это благоприятный момент для выполнения задачи. Например, чтобы выполнить задачу «договориться о повышении зарплаты», нужен кайрос «хорошее настроение у директора».

В отличие от обычных контекстов, кайросы — это обстоятельства и условия, наступление которых не зависит от наших желаний, или же те обстоятельства, которых проще дождаться, чем создавать самому.

Поделиться: