Всё о тайм-менеджменте
Что такое кайдзен

Кайдзен

Кайдзен — это японская философия, в основе которой лежит принцип непрерывных улучшений. Сами улучшения могут быть небольшими и даже малозаметными: главное, чтобы они были постоянными. В этом случае они накапливаются и со временем дают ощутимый и стабильный результат.

Само слово «кайдзен» переводится с японского как «изменения к лучшему». Философия сформировалась на японских предприятиях после Второй мировой войны, в годы, когда Япония переживала не лучшие времена. Однако благодаря принципам кайдзен японцы сумели поднять качество своих товаров на небывалую высоту, и те стали пользоваться успехом во всем мире.

В 1986 году японский бизнес-консультант Масааки Имаи выпустил книгу «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний», которая быстро стала бестселлером. После этого философия кайдзен начала распространяться по всему миру. Сегодня она применяется не только на производстве, но и в разработке ПО, в тайм-менеджменте и в других сферах жизни.

Методы и принципы кайдзен

С момента своего появления философия кайдзен непрерывно развивалась и в сегодня она включает в себя множество методов, помогающих совершенствовать различные рабочие процессы. В основном эти методы ориентированы на работу компаний, но некоторые отлично подходят и для повышения личной эффективности.

Метод 5S

Метод 5S направлен на правильную организацию рабочего места (по-японски — гемба). В английском варианте метод часто называют 5C, а в русском — 5У, но эти мнемонические аббревиатуры выглядят немного «натянутыми».

Метод 5S включает в себя следующие принципы:

  1. Seiri (удалить лишнее). Нужно убрать все, что не требуется для текущей работы: инструменты, материалы, лишние панели в программах и т. д. Они лишь отвлекают и затрудняют доступ к тому, что по-настоящему нужно.
  2. Seiso (упорядочить). Необходимо упорядочить все инструменты и материалы так, чтобы ими было удобно пользоваться. Те из них, которые используются особенно часто, нужно расположить как можно ближе к себе. При этом каждый инструмент должен находиться на своем, специально предназначенном для него месте.
  3. Seiton (убраться). Рабочее место необходимо поддерживать в чистоте. Грязь и беспорядок затрудняют работу, вносят в нее элемент хаоса, мешают вовремя заметить проблемы или найти неисправности.
  4. Seiketsu (систематизировать, «убираться постоянно»). Мероприятия по уборке должны стать систематической процедурой. В расписание следует добавить регулярные (повторяющиеся) задачи по поддержанию порядка.
  5. Shitsuke (стандартизировать, «укоренить»). Со временем все мероприятия по организации рабочего места нужно стандартизировать, то есть ввести четкие правила их проведения.

Борьба с потерями

Этот метод направлен на борьбу с неоправданными потерями сил, времени и других ресурсов во время работы. А потерями (по-японски — муда) считается все, что не добавляет ценности к конечному продукту. В кайдзен выделяют семь видов потерь:

  • Лишние движения. Это когда человек вынужден тянуться за деталью или инструментом, что-то передвигать, поднимать, придерживать и т. д. Если движение не добавляет ценности, нужно подумать, как от него избавиться.
  • Простой (ожидание). Это этапы работы, во время которых человек ничем не занят: обработка детали в ЧПУ-станке, ожидание доставки материалов, скачивание файла, рендеринг графики и т. д. Такие промежутки времени можно использовать более рационально.
  • Ненужные процессы. Сюда попадают любые этапы работы, которые не добавляют ценности продукту. Это повторное выполнение одних и тех же операций, вспомогательные и подготовительные процессы (которые сами по себе не влияют на продукт), формальные процедуры, выполняемые «для галочки» и т. д.
  • Транспортировка. Перемещение в пространстве материалов, инструментов или готовой продукции не добавляет никакой ценности, поэтому нужно стараться свести их к минимуму.
  • Дефекты и брак. Брак заставляет останавливать работу, приводит к порче материалов, требует времени и сил на исправление и переделку.
  • Лишние запасы. Вопреки стереотипам, излишние запасы материалов, комплектующих или готового продукта — это всегда издержки. Они занимают полезное место (на складе, на полках магазина, на жестком диске компьютера), они требуют расходов на хранение и содержание, они оттягивают на себя силы, которые могли бы использоваться в работе.
  • Перепроизводство. Выполнение работы, в которой пока нет необходимости, приводит к преждевременному расходу ресурсов и к образованию лишних запасов (см. выше). А если обстоятельства вдруг изменятся, избыточный труд может остаться невостребованным.

Стандартизация

Стандартизация — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности в работе. Столкнувшись с проблемой или каким-нибудь отклонением, необходимо ввести стандарт, чтобы не допустить их повторения в дальнейшем. На предприятиях стандарты внедряются с помощью инструкций, операционных карт и т. д., а в личной работе для этого удобнее всего использовать чек-листы.

Однако сами стандарты тоже должны постоянно совершенствоваться. Для их улучшения в кайдзен применяют цикл PDCA (цикл Деминга).

Цикл PDCA

Цикл состоит из четырех этапов:

  • Планируй (Plan): выявить проблемы, поставить цели по улучшению процесса, составить план действий.
  • Делай (Do): реализовать план.
  • Проверяй (Check): проверить, достигнута ли цель.
  • Воздействуй (Act): стандартизировать новые процедуры.

Цикл Деминга все время повторяется: после каждого изменения процесса, намечаются новые цели по его улучшению.

Поделиться: