Что такое делегирование в тайм-менеджменте

Делегирование

Делегирование — это передача своих обычных дел и задач другим людям. Как правило, это когда руководитель передает некоторые свои полномочия подчиненным и возлагает на них ответственность за результат. Вот несколько примеров делегирования:

  • Пример 1. В самом начале владелец магазина сам стоит за прилавком, сам ездит за товаром и сам ведет бухгалтерию. По мере развития бизнеса он нанимает продавцов, водителя и бухгалтера. То есть, он делегирует им свои прежние обязанности.

  • Пример 2. Редактор корпоративного сайта сам размещает посты в Фейсбуке и Инстаграме и сам отвечает на комментарии. Со временем он берет в штат SMM-специалиста, которому делегирует свою работу с социальными сетями.

  • Пример 3. Бытовой: родители поручают ребенку выносить мусор или выгуливать собаку.

В тайм-менеджменте делегирование помогает человеку высвободить время для решения более важных и масштабных задач. Например, вместо рутинной возни с бумагами, он сможет заниматься поиском клиентов и развитием своего дела.

Что же касается бизнеса, то здесь делегирование может преследовать сразу несколько целей:

Цели делегирования

Слово делегирование происходит от латинского слова delegare — передача, перекладывание. Различают делегирующее лицо (того, кто передает полномочия), и делегата (того, кому передают полномочия).

Чем делегирование отличается от обычной постановки задачи подчиненному? В первом случае мы передаем подчиненным часть своих полномочий, а во втором — ставим перед ними задачи в рамках их должностных обязанностей. Например, если мы просим продавца развесить ценники — это просто задача. Если мы поручаем ему самому рассчитывать цены на новые товары — это делегирование.

Также выделяют такой вид делегирования, как аутсорсинг — передачу дел другой компании или другому предпринимателю. Например, уборку офисов — клининговому агентству, ведение сайта — агентству контент-маркетинга и так далее.

Принципы делегирования полномочий

Что можно, а что нельзя делегировать

В тайм-менеджменте рекомендуется делегировать следующие задачи:

  • Текучку и рутину — любые повседневные задачи, не связанные с планированием и серьезными рисками. Например: заполнение карточек товаров в интернет-магазине, прием заказов, создание контента для сайта и т. п. Критерий здесь простой: можно ли описать процесс с помощью четкой и понятной инструкции? Если да, то его можно делегировать.
  • Узкоспециальные задачи — задачи, с которыми лучше справится соответствующий специалист (бухгалтер, программист, инженер, дизайнер).
  • Подготовительные и вспомогательные задачи — какие-то несложные этапы своей работы, например, сбор и обработку информации.
  • Важные, но не срочные задачи. Например, подготовку к сезонной рекламной кампании или разработку нового продукта. Такие проекты помогают повысить профессиональный уровень сотрудников, а запас времени позволяет без спешки проконтролировать их работу и исправить возможные ошибки.

Не рекомендуется делегировать:

  • Личные и конфиденциальные дела.
  • Важные и рискованные задачи, а также «горящие» дела (ситуации, в которых нет времени давать поручения и контролировать работу).
  • Контроль за работой подчиненных: поощрение, наказание, кадровые вопросы.
  • Мероприятия по управлению компанией: планирование, разработку стратегии развития, постановку целей.
Поделиться: