Всё о тайм-менеджменте
Что такое дедлайн

Дедлайн

Дедлайн — это крайний срок, к которому должна быть выполнена задача. Вот несколько примеров дедлайна:

  • Новый мост должен быть построен к 15 июня 2021 года.
  • Разработка сайта должна быть завершена к 5 мая.
  • Статья должна быть написана к четвергу.
  • Кредит должен быть погашен к 8 декабря.

Термин образован от английского выражения dead line — «мертвая черта» или «линия смерти». Первоначально так называлась линия вокруг американских тюрем: ее пресечение считалось попыткой к бегству, и заключенный, нарушавший «дедлайн», мог получить пулю от часового. Со временем это выражение стало идиомой, которая обозначает крайней срок.

Сегодня понятие дедлайна неотделимо от менеджмента и управления проектами. Мы сталкиваемся с ним в самых разных сферах: разработке ПО, фрилансе, журналистике и даже законодательстве (можно вспомнить, например, крайний срок подачи налоговой декларации).

Для чего нужны дедлайны

Для чего нужны дедлайны

В личном тайм-менеджменте дедлайны используются для более эффективного планирования. Они помогают:

  • Получать результат именно тогда, когда это необходимо. Например, если перед нами стоит задача «подготовиться к празднованию Нового года», мы должны выполнить ее к 31 декабря, иначе в ней уже не будет никакого смысла.
  • Согласовывать свою работу с другими людьми. Мы четко знаем, когда начнется наша часть работы и когда мы должны передать результат своей работы другим людям. Дедлайны помогают планировать работу в команде.
  • Равномерно распределять усилия. Зная время до дедлайна, мы можем подсчитать, какой объем работы нам следует выполнить в тот или иной день.
  • Бороться с прокрастинацией. Без дедлайнов цели и задачи выглядят необязательными: их можно бесконечно откладывать «на потом». Именно поэтому в технике SMART одним из критериев правильной формулировки целей и задач является их ограниченность во времени (time-bound), то есть дедлайн.
  • Лучше концентрироваться на задаче. Дедлайны не дают отвлекаться от работы и заниматься посторонними вещами.
  • Увеличивать производительность труда. Дело не только в борьбе с отвлечениями: грамотно расставленные дедлайны позволяют человеку работать в оптимальном для него темпе.

Что же касается вреда от дедлайнов, то он, как правило, связан с неправильно поставленными сроками. Нереалистичные и «экстремальные» дедлайны приводят к стрессам, суете и снижению качества работы.

Как ставить себе дедлайны и соблюдать их

По поводу постановки и соблюдения дедлайнов в тайм-менеджменте обычно дают следующие рекомендации:

  • Фиксируйте крайние сроки письменно: на бумаге или в органайзере. Дедлайн, поставленный только в уме, выглядит необязательным для соблюдения.
  • Используйте реалистичные сроки. Убедитесь, что намеченного времени действительно хватает для выполнения задачи. Пытаясь осуществить заведомо невыполнимый план, мы подрываем самооценку.
  • Не рассчитывайте на идеальный сценарий. Делайте поправку на те отвлечения и форс-мажоры, с которыми вы обычно сталкиваетесь в повседневной жизни.
  • Не ставьте дедлайны там, где срок от вас не зависит. Например, вы можете повлиять на время разработки продукта, но вряд ли сможете предсказать дату, когда он станет успешным.
  • Используйте промежуточные дедлайны для отдельных этапов. Это позволит вам лучше контролировать работу и двигаться к цели без лишней суеты и нерешительности.
  • Если вы работаете над чужим проектом, запланируйте промежуточные согласования. Исправлять ошибки на ранних этапах гораздо проще, чем в последний момент переделывать уже готовый продукт.
  • Ставьте свой предварительный дедлайн, когда работаете над чужим проектом. Этот срок станет для вас «подушкой безопасности», если что-то вдруг пойдет не так.
  • Планируйте основную часть работы на начало: в конце лучше заниматься «шлифовкой и полировкой».
Поделиться: